?

Log in

"Борис Годунов"

« previous entry | next entry »
Nov. 5th, 2011 | 12:46 am

Ошалев от того, насколько долго мы не шли к нему, искусство само решило к нам придти. Создатели фильма прямо так без ложной скромности и выразились в выступлении, предваряющем предпремьерный предпоказ, - мы, говорят, "десантируем в Северное Бутово настоящее кино".

Настоящее кино Мирзоев, по собственным словам, придумал вместе с Сухановым еще в 1997 году, и читатель сам может подсчитать, как долго и трудно ему пришлось до Бутова добираться. По моим впечатлениям, кино многое потеряло в пути.

Не только свежесть подхода к классике (фильм "актуализирует" пушкинские строки путем переодевания актеров в современные костюмы и жизненные обстоятельства - народ говорит и безмолвствует перед голубыми экранами, Шуйский с Воротынским любуются на башни Москва-Сити, Пимен строчит летопись на Макинтоше), но и, собственно, ценностное высказывание. Я уверена, что оно в фильме предполагалось - отличный зачин и безоговорочно прекрасное сновидение Отрепьева тому порука, - но потом разменялось на малый бюджет картины с "сопутствующими лишениями" (на них создатели тоже сетовали). Лишения, видимо, заключались в ограниченном по времени съемочном периоде: некоторые эпизоды явно снимались с немногочисленного дубля и "на коротком дыхании".

На выходе (из кинотеатра) мы получаем продукт трудноопределимый, похожий больше всего на спектакль молодящегося режиссера-экспериментатора - с постоянной переменой тональностей происходящего, на волю отпущенным актерским самовыражением и произвольностью творческих ходов. Что нового от этого спектакля прирастает к Пушкину - Бог весть, но чего мы хотим от условного молодящегося режиссера-экспериментатора.

Чудовищна сцена "войнушек" (пустили бы, как на театре, зловещие символические тени по стенам, коли уж малый бюджет); загублен эпизод с юродивым (и в словаре термин "юродство" не помешало бы посмотреть - больно неуместен выбор героя); надоедлив мотив вплетения в киноповествование призрака убиенного царевича.

На удивление хорош Отрепьев-Мерзликин (за исключением, конечно, сцены, в которой он признанья Марине Мнишек выдает, ненадолго выныривая из бассейна).

На удивление плохи очень многие, не стану к ночи упоминать. Но Федора Годунова-Хунгуреева не упомянуть не могу. Он, видно, двоюродный внук старой приятельницы дальней родственницы режиссера или что-то в подобном роде, но точно уж не актер.

А главный среди равных, Максим Суханов, играет отчего-то не Бориса Годунова, а покойного Олега Янковского. И блистательно! Не только голос, интонации, невнятная дикция неотличимы, но и весьма несходную внешность сумел скопировать. Усмехнется в бороду, хитринкой средь кровавых мальчиков в глазах блеснет - и как есть обыкновенный Волшебник! (Мужской месмерический магнетизм в Суханове от пародии не убывает, а, возможно, даже преувеличивается).

PS. В супермаркете "Виктория", двумя этажами ниже и десятью минутами позже общения с искусством, нас встречало готовое блюдо неизвестного органического происхождения, но хорошей фамилии - "Шапка Мономаха".

См. также - http://pagad-ultimo.livejournal.com/54484.html

Link | Leave a comment | Share

Comments {15}

hobo_mobo

(no subject)

from: hobo_mobo
date: Nov. 5th, 2011 08:35 am (UTC)
Link

Елки, ну всё это довольно грустно.

А что за народ там был?

Reply | Thread

жаба

(no subject)

from: pipa_surinamska
date: Nov. 5th, 2011 09:19 am (UTC)
Link

Бомонд! Всякие журналисты, театралы и экзальтированные поклонницы вроде этой - http://staraya-koryaga.livejournal.com/209131.html

Reply | Parent | Thread

жаба

(no subject)

from: pipa_surinamska
date: Nov. 5th, 2011 09:28 am (UTC)
Link

Но поразительна для нас стала критика. Несоразмерная информационному поводу. Просто как будто про другое кино. Такое же, но снятое без огрехов, набело.

Reply | Parent | Thread

hobo_mobo

(no subject)

from: hobo_mobo
date: Nov. 5th, 2011 12:47 pm (UTC)
Link

Да, поразительно. Все-таки такая ситуация отчаянная, когда фильм отвергли большие прокатные конторы, и они сами пошли к зрителям, потому что жалко сил и времени, вложенных в свою работу..

Reply | Parent | Thread

жаба

(no subject)

from: pipa_surinamska
date: Nov. 5th, 2011 12:57 pm (UTC)
Link

Это все как раз давало фильму большую фору - по крайней мере, среди меня. Хотелось только за это его полюбить. Но трудно.

Продолжаю с изумлением читать отзывы и встретила только один умеренно-критический - Гандлевский тоже удивлен, зачем Гришка ныряет под воду все время. У меня было ощущение балета, совмещенного с оперой - поет трагическую партию, но вынужден при этом плавать саженками.

Reply | Parent | Thread

maa13

(no subject)

from: maa13
date: Nov. 8th, 2011 11:58 am (UTC)
Link

Полностью согласен с вашим взглядом на фильм, с вашим анализом фильма.

Reply | Thread

жаба

(no subject)

from: pipa_surinamska
date: Nov. 8th, 2011 12:06 pm (UTC)
Link

Наши взгляды нынче редкость, если судить по общему строю критики )

Reply | Parent | Thread

maa13

(no subject)

from: maa13
date: Nov. 8th, 2011 12:16 pm (UTC)
Link

Да, и это печально, но скорее всего здесь играют свою роль мотивы не имеющие отношения к искусству.
А может просто общий кризис российского кино заставляет бросаться на любые новинки, потому, что скучно-с.

Кстати, Василий Шуйский в этом фильме тоже на редкость органично получился.
Чего не скажешь о сцене с юродивым (как правильно заметил pagad_ultimo), хотя сцена эта хорошо известна и, часто, считается центральной для понимания трагедии Годунова.

Как-то так получается.

Reply | Parent | Thread

жаба

(no subject)

from: pipa_surinamska
date: Nov. 8th, 2011 12:28 pm (UTC)
Link

pagad_ultimo, кстати, страшно возмущался Шуйским. "Где лисья физиономия? Что здесь делает этот, из гаражно-строительного кооператива?" Мне тоже не пришелся, но это не принципиальная претензия. А вот сцена с юродивым - принципиальней некуда.

Вы правы, мне кажется, в обоих догадках относительно природы доброго хора. Даже и у меня мотивы, не имеющие отношения к кино, были, когда шла. Ну как же, как же. Кино, снятое на голом энтузиазме и отвергнутое акулами проката. Но одни благие намерения не гарантируют художественной ценности продукта, к сожалению.

Reply | Parent | Thread

maa13

(no subject)

from: maa13
date: Nov. 8th, 2011 12:35 pm (UTC)
Link

Да, с Шуйским это не принципиально.
И я рад, что наши позиции совпадают :).

Reply | Parent | Thread

жаба

(no subject)

from: pipa_surinamska
date: Nov. 8th, 2011 12:37 pm (UTC)
Link

Будем держать оборону )

Я вчера еще один хороший разбор фильма встретила (кроме Вашего). Если найду, кину ссылку.

Reply | Parent | Thread

maa13

(no subject)

from: maa13
date: Nov. 8th, 2011 12:43 pm (UTC)
Link

Будем держать :).
За ссылку скажу спасибо.

Reply | Parent | Thread

жаба

(no subject)

from: pipa_surinamska
date: Nov. 8th, 2011 04:46 pm (UTC)
Link

http://ellmikhaleova.livejournal.com/181835.html

Reply | Parent | Thread

maa13

(no subject)

from: maa13
date: Nov. 8th, 2011 05:11 pm (UTC)
Link

Ага, спасибо :).

Reply | Parent | Thread

жаба

(no subject)

from: pipa_surinamska
date: Nov. 8th, 2011 05:13 pm (UTC)
Link

На здоровье.

Reply | Parent | Thread